Год основания/рождения: 1968
Жанры: краут-рок, психоделический рок
В отношении самой яркой группы немецкого краут-рока, Can, выражение «культовая группа» следует понимать буквально – её влияние на последующие поколения музыкантов бесспорно. В альбомах Can начала 70-х можно обнаружить провидчески открытые группой предвестия альтернативного рока, нью-уэйв, техно, техники сэмплирования и даже рэпа. При этом команда самым невероятным образом смешивала психоделический рок, этническую музыку и достижения академического авангарда. Ученики Карлхайнца Штокхаузена, Can и сами вдохновили новое поколение «серьёзных» композиторов.
Группа Can сформировалась в 1968 году в Кёльне, Германия. В неё вошли бас-гитарист Хольгер Шукай (род. 24 марта 1938), клавишник Ирмин Шмидт (род. 29 мая 1937) (оба были учителями музыки, ранее учившимися у Карлхайнца Штокхаузена), гитарист Михаэль Кароли (род. 29 апреля 1948; ученик Шукая), барабанщик Яки Либецайт (род. 26 мая 1938), а также Дэвид Джонсон (также ученик Штокхаузена), американский композитор, флейтист и электронщик. Джонсон покинул Can в конце 1968 года после того, как стиль группы стал сдвигаться в направлении рок-музыки. До этого Шукай и Шмидт ориентировались преимущественно на классический авангард, Либецайт играл в различных джазовых коллективах. Изначально группа называлась Inner Space и The Can. Впоследствии Либецайт предложил бэкроним названия «CAN» как «Коммунизм, Анархизм, Нигилизм».
В июне 1968 года состоялась первая запись Can, сделанная во время выступления на выставке современного искусства с приглашённым вокалистом и музыкантом Манни Лёэ (перкуссия, вокал, флейтa) и представлявшая собой сплошную импровизацию. Впоследствии этот альбом был выпущен под названием «Prehistoric Future». Осенью 1968 года в группу вошёл творческий, ритмичный, но непостоянный и конфликтный Малкольм Муни, скульптор из Нью-Йорка, с которым был записан материал для альбома «Prepared to Meet Thy Pnoom». Этот первый альбом был отклонен звукозаписывающей компанией. Две из записанных тогда композиций («Father Cannot Yell» и «Outside My Door») вошли в альбом 1969 года, «Monster Movie». Остальные композиции, записанные в то же время, были изданы лишь в 1981 году под названием «Delay 1968». Причудливый речитатив Муни усиливал странность и гипнотизм музыки, созданной под влиянием гаражного и психоделического рока и фанка. Основой в музыке Can была ритм-секция (бас и барабаны), особенно в двадцатиминутной композиции «Yoo Doo Right» (фрагмент шестичасовой записи, сокращённой до размера стороны пластинки). Ведущим двигателем музыки был Либецайт, один из величайших рок-барабанщиков.
Вскоре Муни по совету психиатра был вынужден оставить группу и вернуться в Америку. На смену ему пришёл Кэндзи «Дамо» Судзуки, молодой японец, скитавшийся по Европе, выступая как уличный музыкант. Хольгер Шукай и Яки Либерцайт заметили его выступление, когда сидели в мюнхенском кафе. Несмотря на то, что Дамо знал лишь несколько гитарных аккордов и придумывал слова песен на ходу, он был приглашён в группу, и, приняв приглашение, в этот же вечер выступил как вокалист на концерте Can. Первый альбом с участием Судзуки — «Soundtracks» (1970), сборник записей к кинофильмам, в который вошли и две композиции, записанные с Малкольмом Муни. Судзуки пел преимущественно на английском языке, хотя периодически и на японском (например, в «Oh Yeah» и «Doko E»).
За следующие несколько лет группа записала свои наиболее признанные работы, внёсшие значительный вклад в формирование жанра краутрок. В то время как песни на ранних альбомах Can имели традиционную структуру, стиль композиций, записанных в середине карьеры коллектива, стал крайне изменчиво-импровизационным. Двойной альбом «Tago Mago» (1971) — инновационная, влиятельная и крайне нетрадиционная запись, основанная на ритмичной джазоподобной перкуссии, гитарной импровизации и клавишных соло (часто переплетающихся между собой), композиционной постобработке записанного материала и необычном вокале Судзуки.
За «Tago Mago» последовал альбом Ege Bamyasi (1972), более доступная, но всё ещё авангардная запись, в которую вошли популярные «Vitamin C» и «Spoon» (хит, попавший в Top 40 в Германии). Следующий альбом «Future Days» (1973), стал одной из ранних записей в стиле эмбиент, и, вероятно, наиболее оценён критикой. Вскоре после этой записи Судзуки женился, вступил в религиозное объединение «Свидетели Иеговы» и покинул Can. Вокал взяли на себя Кароли и Шмидт; однако, с уходом Судзуки, в записях Can стало меньше вокала, коллектив продолжал экспериментировать с эмбиентом.
Диск «Soon Over Babaluma» (1974) продолжил эмбиентное звучание «Future Days», вместе с тем вернув некоторые черты «Tago Mago» и «Ege Bamyasi». В 1975 году Can стали сотрудничать с Virgin Records в Великобритании и EMI/Harvest в Германии. Альбомы «Landed» (1975) и «Flow Motion» (1976) обозначили движение Can в сторону более обычного стиля, с улучшением качества звукозаписывающей техники. Так, диско-сингл «I Want More» с альбома «Flow Motion», написанный звукоинженером Can Петером Гилмором, стал единственным хитом группы за пределами Германии, занял 26-ое место в британских чартах в августе 1976 года, после чего Can были приглашены в ТВ-программу «Top of the Pops». В 1977 году к Can присоединились бывший басист группы Traffic Роско Джи и перкуссионист Рибоп Кваку Баах, взявшие на себя вокал в альбомах «Saw Delight» (1977), «Out of Reach» (1978) и «Can» (известен также под названием «Inner Space», 1979). В этот период Шукай практически отошёл от деятельности в группе: фактически, он лишь производил звуки, используя коротковолновое радио, телеграфные ключи, магнитофоны и другие звуковые устройства. В принципе, он занимался этим и раньше, попутно являясь саунд-инженером группы. Он покинул Can в конце 1977-го и не появлялся на альбомах «Out of Reach» и «Can», хотя принял некоторое участие в издании последнего альбома. После этого в работе Can наступил перерыв, хотя музыканты продолжали сотрудничать в сольных проектах.
После распада, члены группы участвовали в различных музыкальных проектах, зачастую как сессионные музыканты в сотрудничестве с другими исполнителями. В 1986 году группа воссоединилась на короткое время, записав со своим первым вокалистом Малкольмом Муни альбом «Rite Time». Работа была издана в 1989 году и получила хорошие отзывы критиков. Ещё раз коллектив собирался в 1991 году для записи композиции к фильму Вима Вендерса «Когда наступит конец света», после этого участники Can выпускали многочисленные сборники, концертные записи, сэмплы и занимались сольной деятельностью.
В 1997 году к грядущему 30-летию Can был выпущен двойной сборник ремиксов на композиции группы, сделанных артистами электронной и альтернативно-роковой сцены, в том числе Sonic Youth, A Guy Called Gerald, U.N.K.L.E.. В качестве продолжения юбилейных мероприятий четыре основных члена Can – Кароли, Либецайт, Шмидт и Шукай – выступили в 1999 году в общем туре «Can Solo Projects», каждый со своим сольным проектом (Sofortkontakt, Club Off Chaos, Kumo и U-She соответственно).
17 ноября 2001 года после продолжительной борьбы с раком умер Михаэль Кароли.
В 2004 году группа начала серию переизданий альбомов в формате Super Audio CD, которая завершилась в 2006-ом.
Хольгер Шукай записал несколько сольных альбомов в стиле, близком к эмбиент, сотрудничая с рядом музыкантов (в том числе Дэвидом Сильвианом, Джа Уобблом). В 1990-е и 2000-ые годы он гастролировал и записывался с электронщиками и ди-джеями молодого поколения – Dr. Walker, Bison, Ursa Major и своей женой U-She. Яки Либецайт работал как сессионный музыкант во множестве проектов – с Джа Уобблом, Биллом Ласвеллом, Берндтом Фридманом, с группой Phantomband, ансамблем барабанщиков Drums Off Chaos, и с Datenverarbeiter (онлайн-альбом «Givt»). Михаэль Кароли, наряду с активной сессионной деятельностью (в том числе с Damo Suzuki’s Network), записал сольный поп-альбом с вокалисткой Полли Элтес. В 1999 году для серии концертных выступлений с Can Кароли организовал коллектив Sofortkontakt! с Марком Спайбеем (Dead Voices on Air, Zoviet-France и др.), Александром Шонертом, Феликсом Гуттиересом (Jelly Planet) и Манджао Фати. Ирмин Шмидт сотрудничал с барабанщиком Мартином Эткинсом, спродюсировав ремикс для индустриальной группы The Damage Manual, кавер-версию «Banging the Door» для трибьют-альбома Public Image Ltd. Он писал и пишет музыку к фильмам, издал оперу «Gormenghast» (2000) и несколько сольных альбомов (в том числе с электронщиком Kumo). Дамо Судзуки вернулся к музыкальной деятельности в 1983 году и с тех пор выступает с импровизационными концертами по всему миру, сотрудничая с музыкантами и группами из разных стран (Damo Suzuki’s Network) и периодически выпуская концертные альбомы. Малкольм Муни, уехав из Германии в декабре 1969, продолжил занятия искусством, в 1998 году как певец сотрудничал с группой Tenth Planet. Роско Джи с 1995 года работает басистом в составе оркестра на Harald Schmidt’s TV Show. Рибоп Кваку Баах умер в 1983 году от внутримозгового кровоизлияния.
Источник: http://ru.wikipedia.org